Лакмусовая бумажка экономики

22 ноября 2013 - Администратор

Ключевая роль химии в решении многих глобальных проблем человечества ни у кого не вызывает сомнений. Сегодня нужно смело говорить о том, что уровень развития и использования продукции химической промышленности - это один из важнейших критериев инновационного развития России.  

Химическая продукция способствует обеспечению национальной конкурентоспособности, достижению высоких темпов роста экономики, благосостояния и качества жизни населения.

Что же сегодня представляет собой российский химический комплекс?
В нашей стране он охватывает 1135 предприятий по выпуску химической и нефтехимической продукции. В настоящее время практически все предприятия приватизированы, в отрасли трудится почти 700 тысяч человек.
Российская химическая промышленность включает в себя целый ряд кластеров, крупнейшие из которых сосредоточены в Республиках Татарстан и Башкортостан, Пермском и Красноярском краях, Тюменской, Ярославской, Нижегородской, Волгоградской, Самарской, Кемеровской и Иркутской областях, что в значительной степени способствует развитию этих регионов.

Примерно 70% выпускаемой в химическом комплексе продукции потребляется в других сферах народного хозяйства, из которых наиболее крупными секторами потребления являются машиностроение, строительство, транспорт и связь, бытовой сектор.
При рассмотрении вопроса использования химической продукции невольно вспоминаются слова великого соотечественника Ломоносова: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Действительно, использование химической продукции имеет широкие горизонты и должно особенно поддерживаться государством в случаях, когда химические товары заменяют более дорогостоящие из других материалов. Яркий пример – замена в системе ЖКХ металлических труб. Их изношенность достигла опасного порога - 80%. Согласно расчетам, при замене чугунных труб диаметром 160 мм на полиэтиленовые экономия составит 130%, а стальных такого же диаметра – 165%. И это – без учета долговечности изделий из пластмасс! Вместе с тем, при всей привлекательности такой замены, для перехода к более дешевым, более долговечным и более безопасным трубопроводным системам государству необходимо пересмотреть техническую документацию, СНИПы и др. и законодательно закрепить этот процесс.
Разработанная и принятая в министерстве в начале 2008 года «Стратегия развития химической и нефтехимической продукции на период до 2015 года» определила инновационный вектор развития химического комплекса. Процесс обновления отрасли за счет введения производств по выпуску химической продукции на основе современных технологий в 2007-2008 гг. пошел достаточно эффективно. На основе современных технологий введены в эксплуатацию производства по выпуску поликарбонатов, полистирола, полипропилена, полиэтилентерефталата, серной кислоты, полиамида, автомобильных шин и т.д. При этом многие из них были импортозамещающими.
Начавшиеся в химическом комплексе преобразования сломал мировой финансово- экономический кризис.

Мониторинг хода реализации Стратегии показал, что влияние кризиса оказалось настолько негативным, что большинство параметров, критериев и индикаторов, предусмотренных Стратегией на 2010 г., не были достигнуты. По одному из основных целевых индикаторов Стратегии – «Объем отгруженных товаров собственного производства…» – в заданных и фактических параметрах расхождение составило минус 448,7 млрд.руб.
«Недотягивание» до заложенных в Стратегии параметров – это в первую очередь результат синергетического эффекта, вызванного сокращением спроса со стороны целого ряда отраслей-потребителей химической продукции. Другой фактор, негативно повлиявший на развитие химического комплекса - недостаток углеводородного и минерального сырья, выделяемого монополистами на нужды отечественного производства химической продукции, что привело к существенной недозагрузке ряда мощностей.
Антикризисная политика Правительства России и личное участие, тогда еще Премьера, В.В. Путина в совещаниях по проблемам нефтехимии в городах Нижнекамск в ноябре 2009 г. и Нижнем Новгороде в сентябре 2010 г. позволили снять напряжение по ряду проблем. В том числе дисбаланса сырья для крупнейшего предприятия химического комплекса – «Нижнекамскнефтехима». Это позволило взять старт на преодоление негативных последствий кризиса.
В 2010 году отгрузки продукции химического комплекса в стоимостном выражении возросли более чем на 30% относительно предыдущего года, а индекс производства составил 16,4%.
Повышательный тренд производства ярко выражен в секторах промышленности пластмасс и лакокрасочных материалов, в меньшей степени – в промышленности синтетических каучуков. Подъем производства в химическом комплексе обеспечивался выходом на плановые показатели мощностей, запущенных перед или во время кризиса, главным образом в Татарстане. Что касается химических волокон, то несмотря на достигнутый в 2010 году прирост, отрасль находится в тяжелейшем состоянии, что определяется целым рядом негативных факторов, действующих в секторе их потребления – в легкой промышленности.
Важно отметить, что несмотря на положительную динамику производства пластмасс и минеральных удобрений, по потреблению этой продукции на душу населения мы значительно уступаем многим странам мира. На рис. 4 представлено душевое потребление основных видов пластмасс и азотных удобрений в Германии, России, Китае и Индии. Обращает на себя внимание более высокий уровень потребления азотных удобрений в Китае, который до 2000 года был самым крупным импортером этого вида туков, а к настоящему времени по объему производства вышел на лидирующие позиции. Причем производство удобрений в Китае ориентировано, прежде всего, на внутренний рынок и правительство, в целях сдерживания экспорта в ущерб внутреннему рынку, в период их закупки для внесения в почву на 100-150% увеличивает вывозные пошлины (и не только на удобрения, но и на сырье для их производства, прежде всего на аммиак).
Степень интеграции в мировую экономику определяется по показателю экспортной компоненты. В химическом комплексе этот показатель достаточно высок: за рубежом реализовывается 30-35% произведенной продукции. Структура экспорта отражает производственный потенциал отрасли, то есть в номенклатуре превалирует продукция среднего и низкого передела сырья с невысокой добавочной стоимостью. Спрос на высокотехнологичную химическую продукцию удовлетворяется в значительной степени за счет импорта.
К сожалению, высокая экспортная компонента не означает высокий экспортный потенциал химического комплекса. Это результат много лет доминирующей проблемы формирования рынка химической продукции, то есть диспропорциями между развитием производственного потенциала и требованиями отраслей-потребителей.
Много лет обсуждается проблема дисбаланса между внутренним спросом и предложением в секторе минеральных удобрений. В условиях ограниченного платежеспособного спроса на минеральные удобрения и при наличии крупного производственного потенциала по их выпуску, доставшегося России еще с советских времен, до 80% производимых минеральных удобрений реализовывается за рубежом. Государство предпринимает меры, регулирующие экспортные потоки минеральных удобрений, вводя или отменяя вывозные пошлины. Однако только внешнеэкономических мер явно недостаточно и процесс вывоза минеральных удобрений продолжается, хотя с позиций их производителей - это вынужденный экспорт.
Более действенной мерой, направленной на расширение внутреннего рынка минеральных удобрений, может стать заключение между Министерством сельского хозяйства и производителями минеральных удобрений соглашений на поставку на внутренний рынок определенных объемов, а также субсидирование государством части затрат на их приобретение сельхозпроизводителями.
Прирост валютных поступлений в 2010 году относительно предыдущего года составил 35%, причем реальный показатель валютной выручки на 2,9 млрд. долл. (или на 34%) превысил показатель, предусмотренный в Стратегии. Дополнительный приток валюты сформировался за счет расширения экспортного потенциала химического комплекса вследствие ввода в эксплуатацию ряда мощностей, а также роста мировых цен на химическую продукцию в посткризисный период.
География экспорта химической продукции обширна (около 100 стран мира) и весьма динамична. На протяжении многих лет самым крупным рынком сбыта был Китай: в 2010 г. экспорт составил 2,42 млрд.долл. или 12,4% общих валютных поступлений химического комплекса. Крупными покупателями российской химической продукции являются также Белоруссия, Украина, страны Евросоюза (прежде всего – Финляндия), а также Индия и Бразилия.
Развитие внешнеторговых отношений с Китаем заслуживает особого внимания, поскольку рынок сбыта российской химической и нефтехимической продукции в этой стране сужается, а роль Китая в качестве поставщика продукции на российский рынок химикатов стремительно растет. Причина в обоих случаях одна: в Китае процесс наращения производственного и экспортного потенциала химической индустрии проходит темпами, позволяющими снижать зависимость от импорта и заявлять о стране как о новом игроке на определенных мировых рынках.
За период 2008-2010 гг. экспорт химической и нефтехимической продукции в Китай сократился на 20% (до 2,42 млрд.долл.), а импорт расширился на 23% (до 3,34 млн.долл.), в результате чего сальдо внешнеторгового баланса в торговле химической и нефтехимической продукцией впервые стало для России отрицательным (дефицит составил почти 1 млрд.долл.), а Китай вышел на лидирующие позиции среди стран-поставщиков химической продукции на российский рынок (17% импорта), оттеснив традиционного лидера – Германию.
Номенклатура внешнеторгового оборота с этой страной также не в пользу России. Основными экспортными товарами в Китай традиционно являются калийные и фосфорные удобрения (40-45% экспорта), в то время как в импорте Китая превалируют продукты более глубокого передела сырья, прежде всего изделия из пластмасс и синтетических смол. И это следует рассматривать как недополученную прибыль со стороны отечественных производителей пластмасс и синтетических смол.
Ответ прост: недостаточная конкурентоспособность производимой продукции. Более 20 лет химическая промышленность системно не инвестировалась, из отрасли выжимали всё, что возможно, отсюда - технологическая отсталость производств и высокий моральный и физический износ основных фондов. Сроки эксплуатации значительной части составляют 20 и более лет, степень износа основных фондов - около 50%, оборудования – 80%.
Объективно следует отметить, что модернизация химического комплекса в соответствии с разработанной Стратегией началась достаточно успешно и несмотря на финансово-экономический кризис был введен в эксплуатацию целый ряд мощностей. Вместе с тем, в целом по химическому комплексу процесс модернизации идет темпами, не соответствующими требованиям сегодняшнего дня. Основная причина не требует разъяснения. Это дефицит средств. Предприятия проводят модернизацию главным образом за счет собственных средств и банковских заимствований, что могут себе позволить лишь крупные компании. При этом оборудование и технологии закупаются главным образом за рубежом, поскольку потенциал российского химического машиностроения и конструкторских организаций практически разрушен.
В настоящее время из всех сохранившихся действующих на территории России машиностроительных производств в области химической промышленности ни одно предприятие не в состоянии организовать комплектную сборку и поставки потребителям специализированных технологических линий, т. е. – под ключ. Отсутствует научно-техническая база, необходимая для решения задач по освоению выпуска высокотехнологичных и высокопроизводительных процессов и оборудования для переработки пластмасс (экструдеров, литьевых машин, машин для производства емкостных изделий и др.). Только за последние три года валютные затраты на закупку оборудования для переработки пластмасс и резины возросли почти на 230 млн. долл. (цены повысились в 2,5 раза). В связи с этим воссоздание этой высокотехнологичной подотрасли химического машиностроения на принципах специализации, кооперации, унификации и стандартизации на базе оставшихся научных подразделений химмаша представляется крайне важным.
Процесс модернизации химического комплекса усложнен еще и тем, что проекты как правило капиталоемки, имеют большой срок окупаемости и инвесторы в эту отрасль практически не идут. Существенно ускорить процесс модернизации химического комплекса может образование частно-государственных компаний, в которых интерес для инвестора формируется путем предоставления льготного налогового режима на весь период окупаемости проекта. Такая форма участия государства в процессе инвестирования крупнотоннажных химических предприятий предусматривается при реализации проекта МХК "Еврохим" на калийных месторождениях г. Гремячинск.


О перспективах
В настоящее время крупнейшие игроки химического рынка вступили в новые инвестиционные циклы с горизонтом реализации в 2013-2014 годах. Началась реализация крупнейшего нефтехимического проекта «Танеко» в Татарстане, строительство комплекса по выпуску ПВХ «РусВинил» в Нижегородской области, комплекса полипропилена «Тобольск-Полимер», второй очереди производства вспенивающегося полистирола на «Сибур-Химпроме», проекты по АБС-пластикам в Тульской области и Нижнекамске. Есть проекты и по производству нанопродукции. Один из них, так называемый «пленочный» проект РОСНАНО и ЗАО «Уралпластик» предусматривает создание производства барьерной полимерной упаковки, модифицированной нанокомпозитами на основе полимеров и керамики мощность – 20 тыс.т, пуск – 2011 г.).
Реализация этих проектов существенно укрепит производственный потенциал химического комплекса и повысит его конкурентоспособность. Вместе с тем, практически все проекты, как и ранее, используют зарубежные технологии и оборудование. И если мы не хотим быть полными аутсайдерами, крайне важно разработать программу развития конкурентоспособных отечественных проектных организаций и химического машиностроения.
В целях интенсификации инновационного процесса следует также шире привлекать зарубежные компании с технологиями последних поколений и такая практика в химии есть. Яркий пример – привлечение к созданию крупного производства по выпуску одного из самых востребованных видов пластика – ПВХ бельгийской компании Сольвей. Строительство предприятия уже начато в г. Кстово, Нижегородская область.
В инновационном процессе большая роль отводится науке. В настоящее время проведение научных исследований и разработок в области химической промышленности сконцентрировано в академической, отраслевой и вузовской науке. Отличительной особенностью современного этапа развития отраслевой науки является создание научно-исследовательских и проектных центров, входящих в состав вертикально интегрированных структур и крупных предприятий. По таким схемам работают ведущие компании мира и можно только приветствовать образование и успешное функционирование научных центров в таких компаниях как «ФосАгро», «СИБУР Холдинг», на предприятии «Нижнекамскнефтехим»).
Можно утверждать, что в настоящее время в химическом комплексе имеется достаточно емкий портфель инвестиционных проектов и инновационных предложений отраслевой и академической науки по созданию современных химических высокотехнологичных производств. Однако эффективной схемы промышленного внедрения научных разработок до настоящего времени нет и необходимо создание действенных механизмов взаимодействия государства и бизнеса по цепочке: «фундаментальные исследования – разработка новых видов продуктов и технологий – разработка рабочих проектов – создание производств».
Все большую остроту в химическом комплексе приобретает кадровая проблема, возрастной и структурный состав работников как в научной сфере, так и в производственной. Химическое производство требует специально обученные кадры, а система профтехучилищ, хорошо отлаженная в Советском союзе, в настоящее время практически нивелирована. Необходимо возрождение профтехучилищ для химических производств, при этом программы обучения должны соответствовать современным технологическим преобразованиям отрасли.
Непрофессиональное обслуживание химических производств может привести к чрезвычайным ситуациям, экологическим ущербам, человеческим жертвам, поэтому система профессионального обучения должна быть под контролем государства и развиваться за счет бюджетных средств.

Принимая важную роль химии в инновационном развитии экономики, необходимо особенно отметить тот факт, что предпосылки для развития химической промышленности в России есть. Основными из них являются:

1. Наличие крупных запасов углеводородного и минерального сырья;
2. Рост спроса на химическую продукцию;
3. Инновационно-инвестиционные программы крупных химических компаний и предприятий;
4. Ценовая конкурентоспособность отечественной химической и нефтехимической продукции вследствие более низких цен на энергосырьевые ресурсы;

5. Наличие инвестиционных проектов и инновационных предложений отраслевой и академической науки по созданию современных химических высокотехнологичных производств.

Резюмируя, следует сделать вывод о том, что разработанная в 2008 году Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2012 года провалилась и назрела объективная потребность в разработке более долгосрочной Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности до 2030 года.
При этом необходимо разработать механизм инновационного курса не только в технологической сфере, но и в области организации и управления отраслью. Для достижения действительно инновационного прорыва в области химии нельзя разрывать ответственность за ее развитие на два государственных органа - Минэнерго и Минпромторг.
В результате разрыва ответственности по цепочке передела нефтяного сырья в Плане развития газо-нефтехимической промышленности до 2030 года, разработанном в Минэнерго, нет сбалансированности по отдельным фракциям. Так, по расчетам ОАО «НИИТЭХИМ» отдельные химические производства могут испытывать дефицит в этановом сырье ( в частности- в Поволжском и Дальневосточном кластерах).
Пример другой нестыковки - ситуация с производством одного из самых востребованных видов пластмасс – поливинилхлорида (ПВХ). Этот полимер закреплен за Минэнерго, а каустическая сода, необходимая для производства ПВХ – за Минпромторгом. В результате к 2030 году из объема ПВХ, отвечающего спросу внутреннего рынка, около 600 тыс.т не будет обеспечен каустической содой, поскольку для такого количества ПВХ потребуется примерно 300 тыс.тонн каустической соды, а в соответствии с проектами Минпромторга такое расширение производства каустической соды не предусматривается.
Объективно должен быть единый государственный орган, отвечающий за производство химической и нефтехимической продукции по всей цепочке передела как углеводородного, так и минерального сырья. Только такая структура управления позволит более эффективно использовать природные ресурсы, что будет способствовать инновационному развитию экономики России.

 

Нет комментариев. Ваш будет первым!