Потенциал отрасли Тенденции развития российского химпрома

29 ноября 2013 - Администратор

Сегодня можно смело утверждать, что уровень развития и использования продукции химической промышленности - это один из важнейших критериев инновационного развития России. Химическая продукция способствует обеспечению национальной конкурентоспособности, обороноспособности, достижению высоких темпов роста экономики и благосостояния, а также качества жизни населения.
 

В ведущих странах мира химическая промышленность относится к числу базовых, ключевых отраслей, а по данным о доле конструкционных материалов в балансе пластмасс, синтетических волокон – в структуре текстильного сырья, синтетических каучуков - среди эластомеров, судят о степени технологической развитости национальных экономик. Особенно интенсивно химическое производство развивается в Китае (в 2006-2010 гг. среднегодовой темп прироста производства – 20.2%), вследствие чего химическая промышленность по вкладу в ВВП занимает третье место - 10% против 1,6% в России. Сравнение этого показателя явно не в пользу России и невольно возникают вопросы: почему химическая промышленность так мало значима в нашей стране, что представляет собой отечественный химический комплекс, и каков потенциал отрасли для обеспечения спроса на химическую и нефтехимическую продукцию со стороны внутреннего рынка?
В настоящее время химический комплекс России включает в себя два укрупненных вида экономической деятельности: химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий, соотношение между которыми по стоимостному показателю - 75 и 25% соответственно. Химические и нефтехимические предприятия (общим числом 1135) размещены во всех федеральных округах. Наибольшее развитие отрасль получила в Приволжском федеральном округе, где производится примерно 45% российской химической продукции.
Широкое развитие в химическом комплексе получили процессы территориальной концентрации производства. Крупнейшие химические узлы сформировались в Республиках Татарстан и Башкортостан, Алтайском, Пермском и Красноярском краях, Тульской, Тюменской, Ярославской, Нижегородской, Волгоградской, Самарской, Кемеровской и Иркутской областях, что в значительной степени способствовало и способствует развитию этих регионов.
Практически все химические и нефтехимические предприятия химического комплекса приватизированы, число работников в отрасли - почти 700 тысяч человек. За последние годы в отрасли сформировались крупные корпорации и холдинги, влияющие на конкурентную среду не только на внутреннем, но и на внешнем рынках химических товаров. К ним относятся «Сибур Холдинг», «Татнефть», «ФосАгро», «ЕвроХим», «Акрон», «Уралкалий» и ряд других , на которых сконцентрирован выпуск базовых видов химической продукции.
При этом важно понимать, что химическая промышленность является не только производителем инновационной продукции, но и оказывает существенное воздействие на масштабы, направления и эффективность развития отраслей-потребителей, в совокупности представляющих практически все сферы экономики. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года определила инновационный вектор развития химического комплекса. Несмотря на негативное воздействие финансово-экономического кризиса процесс обновления отрасли за счет введения производств по выпуску химической продукции на основе современных технологий идет достаточно эффективно: на основе современных технологий введены в эксплуатацию производства по выпуску поликарбонатов, полистирола, полипропилена, полиэтилентерефталата, серной кислоты, полиамида, автомобильных шин и т.д., при этом многие из них являются импортозамещающими.
Динамика развития химического комплекса в целом положительная при этом темпы расширения производства резиновых и пластмассовых изделий превышают соответствующий показатель в химическом производстве: в 2012 году – 114,6 и 108,6% соответственно. Опережающие темпы развития сектора резиновых и пластмассовых изделий определяются превалированием производств, вырабатывающих продукцию конечного назначения с высокой добавленной стоимостью. Примерно 1/3 произведенной в России химической и нефтехимической продукции реализовывается за рубежом, что приносит стране 5-6% валютной выручки. Однако высокая экспортная компонента не означает высокий экспортный потенциал отрасли, а отражает много лет доминирующую проблему конкурентоспособного формирования рынка химической продукции, обусловленного диспропорциями между развитием производственного потенциала и требованиями отраслей-потребителей. Наиболее ярко дисбаланс между внутренним спросом и предложением просматривается в секторе минеральных удобрений: в условиях ограниченного платежеспособного спроса на минеральные удобрения и при наличии крупного производственного потенциала по их выпуску, доставшегося России еще с советских времен, до 80% производимых минеральных удобрений реализовывается за рубежом (в 2011 году – 27,6 млн.т), то есть для химиков - это вынужденный экспорт, но в результате отечественные земельные угодья недополучают минеральные вещества и урожайность зерновых культур в нашей стране в 1,5 раза ниже среднемирового уровня, в 3,6 раза ниже, чем в США, в 4 раза – ниже по сравнению с Францией и в 1,6 раз ниже относительно Канады, имеющей практически одинаковые в Россией климатические условия.
Дисбаланс предложения минеральных удобрений и платежеспособного спроса со стороны их потребителей вывели производство минеральных удобрений в экспортоориентированный сектор химического комплекса. Однако в других секторах, напротив, просматривается зависимость от импорта, который из-за роста спроса (прежде всего со стороны таких отраслей как строительство и автомобилестроение) ежегодно растет: затраты на импорт химической и нефтехимической продукции составляют примерно 9% общероссийских затрат на импорт.
В 2011 году в промышленности химических волокон и нитей доля импортной продукции составила 65%, на рынке лакокрасочных материалов, пластмасс и синтетических смол - 40,4 и 34,6% по сравнению с 32 и 29% в 2005 году соответственно. Причем по отдельным позициям этих торговых групп, главным образом в высокоценовых секторах, зависимость от импорта еще выше. Например, на рынке АБС-пластика импорт достигает 74%, на рынке синтетических красителей – 53% и так далее. Еще более уязвимым является сектор малой химии, в котором по целому ряду продукции, в том числе стратегического назначения (катализаторам, клеям и др.) почти 100%-ая зависимость от зарубежных поставщиков. К сожалению, эта проблема является системной и из года в год зависимость малотоннажной химии от импорта практически не снижается.
Чтобы дать объективную оценку развитию химического комплекса, следует особенно отметить тот факт, что отрасль работает в условиях высокого физического износа оборудования (в среднем около 50%, в отдельных производствах – приближается к 100%), преобладания морально устаревших технологий, дефицита средств на модернизацию. Однако справедливости ради следует признать, что эти проблемы тормозят развитие и других отраслей российской экономики, но химическое производство отягощено рядом дополнительных проблем специфического характера.
Во-первых, это проблема недостаточной обеспеченности углеводородным сырьем, что случается при предпочтении его поставок не на внутренний рынок, а за рубеж.
Во-вторых, это многоассортиментность производимой продукции, требующая постоянных обновлений в технологических циклах, что в условиях денежного дефицита труднодостижимо. Здесь же вполне уместно затронуть проблему резкого сокращения отраслевого научного потенциала вследствие варварской приватизации многих научных центров, при которой новых собственников интересовали исключительно недвижимые активы, щедро выделенные химикам в советские времена.
Отраслевая химическая наука как никакая другая динамична и специфична, поскольку не только формирует товарный рынок химической продукции, но и разрабатывает технологические циклы ее производства. Оскудение научной базы химического комплекса привело к тому, что сектор малотоннажной химии, представляющей 90% инновационных материалов, практически нивелирован, вследствие чего потребности внутреннего рынка в высокотехнологичной химической продукции в значительной степени удовлетворяются за счет импорта, а обновление основных фондов в химическом комплексе осуществляется почти полностью путём закупки импортного оборудования и технологий.
Существует еще целый ряд специфических проблем, негативно влияющих на конкурентоспособность химической и нефтехимической продукции и тормозящих инновационное развитие химической промышленности. Но в данной статье хотелось бы перенести акцент на те возможности, которые заложены в самой сущности химических и нефтехимических процессов. В подтверждение значимости химической и нефтехимической продукции представляется вполне уместным вспомнить слова великого соотечественника М.В. Ломоносова: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Действительно, использование продукции химической индустрии имеет широкие горизонты и особенно перспективно в областях, когда химические товары заменяют более дорогостоящие из других материалов. Яркий пример – замена в системе ЖКХ металлических труб, изношенность которых достигла опасного порога - 80%, на пластмассовые, жизненный цикл которых точно не установлен, но не менее 50 лет. Согласно расчетам, при замене чугунных труб диаметром 160 мм на полиэтиленовые экономия составит 130%, а стальных такого же диаметра – 165% (и это – без учета долговечности изделий из пластмасс!).
Важно выделить и так называемую «малую» химию, которая является высокотехнологичной и несет в себе инновационный потенциал развития других отраслей. В предвыборной статье «О наших экономических задачах» В.В.Путин высокотехнологичную химию выделил в качестве одного из приоритетов процесса преодоления технического отставания. В статье выдвинут следующий тезис: «Для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, ИКТ, нанотехнологии». Включение Президентом России высокотехнологичной химии и неметаллических материалов в перечень приоритетов не случаен, поскольку их значимость в инновационных процессах подкреплена практикой развития многих стран мира. Так, в США, ЕС и Японии химическая индустрия является одной из определяющих конкурентоспособность страны и ориентирована главным образом на выпуск сложной наукоемкой продукции «верхних этажей».
Реализация возможностей химических и нефтехимических производств требует увеличения инвестиций, поступающих в отрасль. С августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО, что должно усилить инвестиционный процесс за счет привлечения зарубежного капитала. Мировая практика свидетельствует о том, что нефтегазохимическая отрасль высокорентабельна (как правило, рентабельность выше, чем в нефте – и газопереработке) и бизнес в этой области прибыльный. Однако в российский нефтехимический комплекс существенный приток иностранных вложений маловероятен по причине того, что большинство мировых мейнджеров уже вложились в химические и нефтехимические проекты Китая и Ближнего Востока. Поэтому основную активность следует проявлять российским инвесторам, руководствуясь тем, что прибыльность возрастает с глубиной переработки сырья.
Для иллюстрации выгодности переработки природного газа на рис. 5 представлена стоимость продукции, получаемой из 1 млн. БТЕ природного газа (в 1000 м газа — 35,8 млн. БТЕ).
Так же убедительно выглядит ценовая линейка продукции, получаемой на нефтяном сырье: цены производимой продукции в разы выше цены на нефть, а перечень продукции включает в себя пластмассы, каучуки, растворители, химические волокна, синтетические моющие средства и т.д.
Расширяющийся спрос на многие виды химической и нефтехимической продукции и более низкая цена на природный газ являются весомыми плюсами для инвестиционной деятельности в области химии, хотя нельзя не упомянуть высокую капиталоемкость химических и нефтехимических объектов и долгую окупаемость капиталовложений (6-7 лет и более). Поэтому масштабные проекты под силу только крупным компаниям, нередко с привлечением государства в формате частно-государственного партнерства, разрешенного правилами ВТО (государство обеспечивает главным образом инфраструктурные объекты).
Вместе с тем, в сфере малой химии (красители, добавки к пластмассовым и резиновым изделиям, катализаторы, эмульгаторы и др.) инвестиции окупаются через 2-3 года, причем в этом секторе, как отмечалось выше, до настоящего времени внутренние потребности удовлетворяются в основном за счет импорта, то есть в стране уже сформировался внутренний рынок, но не хватает отечественных игроков.
Номенклатура импорта химической и нефтехимической продукции обширна, что создает широкие возможности для выбора объекта инвестирования. Коллектив ОАО «НИИТЭХИМ», обладающий уникальной информационной базой в области развития химических и нефтехимических производств в России и за рубежом, готов оказать содействие в выборе динамично развивающегося рынка химической и нефтехимической продукции в целях создания отечественного производства.
Импорт малотоннажной химической и нефтехимической продукции в 2011 году превысил 11 млрд.долл., из них более половины было затрачено на закупку изделий из пластмасс (эта товарная позиция традиционно является основной компонентой импорта химической и нефтехимической продукции).
Итак, химики ждут инвесторов! Площадками для размещения производств по выпуску высокоприбыльной малотоннажной химической и нефтехимической продукции могут быть ОЭЗ и технопарки, которые уже есть в отрасли (технопарк «Химград» в Казани, ОЭЗ «Алабуха» в г. Елабуга, Татарстан) или только формируются (технопарк ОАО «Газпром нефтехим Салават» и др.).

 

Нет комментариев. Ваш будет первым!