Адгезия

3 декабря 2013 - Администратор

Адгезия (лат. adhaesio – прилипание) – соединение поверхностей двух разнородных твёрдых или жидких тел, связанное с межмолекулярным взаимодействием (вандерваальсовым, полярным, частично химическим или взаимной диффузией) в поверхностном слое.

Вы­да­ющий­ся рос­сий­с­кий ме­ха­ник – са­мо­уч­ка Иван Пет­ро­вич Ку­ли­бин (1735–1818), сос­тоя на служ­бе при дво­ре рос­сий­с­кой им­пе­рат­ри­цы Ека­те­ри­ны II, дол­жен был из­го­то­вить плав­ный и бес­шум­ный двор­цо­вый лиф­т. Для это­го лиф­та пот­ре­бо­ва­лись осо­бые сма­зоч­ные ма­те­ри­алы, так как рас­п­рос­т­ра­нен­ные в то вре­мя смаз­ки из рас­ти­тель­но­го мас­ла, сала и тем бо­лее дёг­тя не мог­ли быть ис­поль­зо­ва­ны по при­чи­не неп­ри­ят­но­го, от­да­юще­го «деревней и му­жи­ка­ми» за­па­ха. При­ме­не­ние Ку­ли­би­ным твер­дой смаз­ки из гра­фи­та поз­во­ли­ло ори­ги­наль­но ре­шить эту де­ли­кат­ную проб­ле­му.

В 1763 году еще один ге­ни­аль­ный рус­с­кий ме­ха­ник – са­мо­уч­ка Иван Ива­но­вич Пол­зу­нов (1728–1766) выд­ви­нул ге­ни­аль­ную идею «огненной ма­ши­ны» (парового дви­га­те­ля) и су­мел соб­рать ее дей­с­т­ву­ющую мо­дель. Он же впер­вые в мире изоб­рел двух­ци­лин­д­ро­вый дви­га­тель.

Толь­ко че­рез 20 лет, в 1784 го­ду, шот­лан­д­с­кий изоб­ре­та­тель Джей­мс Уатт (Ja­mes Wat­t, 17­3­6–1819) соз­дал та­кой же па­ро­вой дви­га­тель, ко­то­рый по­ло­жил на­ча­ло ст­ро­итель­с­т­ву се­рий­ной са­мод­ви­жу­щей­ся тран­с­пор­т­ной тех­ни­ки. Тру­щи­еся де­та­ли та­кой тех­ни­ки было не­об­хо­ди­мо ре­гу­ляр­но сма­зы­вать, для чего при­ме­ня­лись раз­лич­ные рас­ти­тель­ные и жи­вот­ные смаз­ки.

Нес­коль­ко поз­же, в 1812 году Ген­ри То­мас Хар­дакр за­па­тен­то­вал в Ан­г­лии смесь гра­фи­та и сви­но­го жира в про­пор­ции 1: 4 для по­лу­че­ния плас­тич­но­го сма­зоч­но­го ма­те­ри­ала.

Ла­уре­ат Ло­мо­но­сов­с­кой пре­мии Рос­сий­с­кой ака­де­мии на­ук, один из са­мых пер­вых и са­мых из­вес­т­ных оте­чес­т­вен­ных уче­ных – смаз­чи­ков – Ни­ко­лай Пав­ло­вич Пет­ров в 1883 году на­пи­сал в сво­ей став­шей клас­си­чес­кой кни­ге «Трение в ма­ши­нах и вли­яние на него сма­зы­ва­ющей жид­кос­ти»: «Рас­хо­ды на топ­ли­во для ма­шин, счи­та­ющих­ся у нас в Рос­сии де­сят­ка­ми мил­ли­онов, зас­лу­жи­ва­ют са­мо­го серьёз­но­го вни­ма­ни­я. Уве­ли­че­ние рас­хо­да на топ­ли­во на 5 %, на 10 % мо­жет лег­ко явить­ся вс­лед­с­т­вие не­удов­лет­во­ри­тель­ных ус­ло­вий сма­зы­ва­ни­я, а это вы­ра­зит­ся в на­род­ном хо­зяй­с­т­ве по­те­ря­ми мил­ли­онов руб­лей. Та­ко­вы те­перь при­чи­ны, зас­тав­ля­ющие на­ших тех­ни­ков об­ра­тить свое вни­ма­ние на пра­виль­ный вы­бор сма­зоч­ных ма­те­ри­алов».

Ра­бо­ты Н. П. Пет­ро­ва по­лу­чи­ли ми­ро­вую из­вес­т­нос­ть. Не­за­ви­си­мо от за­ру­беж­ных ра­бот Б. Та­у­эра и О. Рей­ноль­д­са он раз­ра­бо­тал ос­но­вы те­ории гид­ро­ди­на­ми­чес­кой смаз­ки, а так­же от­к­рыл за­ко­ны тре­ния кон­цен­т­ри­чес­ких ра­ди­аль­ных под­шип­ни­ков.

В кон­це XIX – на­ча­ле XX ве­ков про­изош­ло пос­те­пен­ное за­ме­ще­ние рас­ти­тель­ных и жи­вот­ных жи­ров ми­не­раль­ны­ми мас­ла­ми, по­лу­ча­емы­ми из неф­ти. В 1936 году У. Гар­ди вы­пус­тил ра­бо­ту «Избранные тру­ды», пос­вя­щен­ную пре­иму­щес­т­вам ми­не­раль­ных ма­сел и ана­ли­зу их от­ли­чий от ор­га­ни­чес­ких ма­сел в ме­ха­низ­ме вли­яния на про­цес­сы тре­ни­я.

В да­ле­ком 1899 году в Ан­г­лии сэр Ч. Вей­к­филд ос­но­вал ма­лень­кую ком­па­нию по ис­с­ле­до­ва­нию и вы­пус­ку ав­то­мо­биль­ных ма­сел. Спус­тя де­сять лет ком­па­ния пред­ло­жи­ла ав­то­мо­би­лис­там но­вый уни­каль­ный сма­зоч­ный ма­те­ри­ал на ос­но­ве сме­си ми­не­раль­но­го и кас­то­ро­во­го ма­сел, дав­ший впос­лед­с­т­вии свое имя из­вес­т­ной во всем мире фир­ме – Cas­t­rol.

Од­на­ко, нес­мот­ря на вы­со­кие фун­к­ци­ональ­ные свой­с­т­ва но­вых неф­тя­ных ма­сел, уже в то вре­мя эти обык­но­вен­ные ми­не­раль­ные мас­ла не в пол­ной мере удов­лет­во­ря­ли ст­ре­ми­тель­но воз­рас­тав­шим эк­с­п­лу­ата­ци­он­ным тре­бо­ва­ни­ям, предъяв­ля­емым к ним ав­то­мо­би­лес­т­ро­ите­ля­ми.

В 1909 году пер­во­му рос­сий­с­ко­му шо­фе­ру – Ва­си­лию Ни­ки­то­ви­чу Га­лак­ти­оно­ву – было вру­че­но осо­бое сви­де­тель­с­т­во (аналог сов­ре­мен­но­го во­ди­тель­с­ко­го удос­то­ве­ре­ни­я), где было ука­за­но, что его об­ла­да­тель име­ет пра­во ез­дить по всей Рос­сий­с­кой Им­пе­ри­и. Од­на­ко об ав­то­хи­мии он, по­жа­луй, на тот мо­мент еще ни­че­го не слы­шал, так как офи­ци­аль­ный от­с­чет её ис­то­рии на­чал­ся толь­ко в сле­ду­ющем го­ду. Имен­но в на­ча­ле 1910 года ком­па­ния Cas­t­rol впер­вые ста­ла до­бав­лять к сво­им сма­зоч­ным ма­те­ри­алам до­пол­ни­тель­ные хи­ми­чес­кие со­еди­не­ния и ве­щес­т­ва (аддитивы – лат. ad­di­tio – при­бав­ле­ни­е). Вна­ча­ле это были обык­но­вен­ные со­еди­не­ния серы и мо­ло­тый гра­фит. Так что сей­час уже мож­но го­во­рить о юби­ле­е – ве­ко­вой ис­то­рии ав­то­хи­ми­чес­кой про­мыш­лен­нос­ти.

На­чи­ная с 1920 го­да, прак­ти­чес­ки все про­из­во­ди­те­ли сма­зоч­ных ма­те­ри­алов на­ча­ли раз­ра­ба­ты­вать и вво­дить в свою про­дук­цию спе­ци­аль­ные при­сад­ки к мас­лам. В 1935 году фир­ма Cas­t­rol од­ной из пер­вых в мире при­ме­ни­ла для по­вы­ше­ния ре­сур­са дви­га­те­ля при­сад­ки на ос­но­ве ор­га­ни­чес­ких со­еди­не­ний хро­ма. Для раз­ра­ба­ты­ва­емых в те годы вы­со­ко­фор­си­ро­ван­ных (теплонагруженных) дви­га­те­лей неф­тя­ные мас­ла ока­за­лись неп­ри­год­ны, так как они окис­ля­лись уже при 120 оС. По­это­му в 1949 году фир­ма од­ной из пер­вых вы­пус­ти­ла мо­тор­ные мас­ла с ан­ти­кор­ро­зи­он­ны­ми и ан­ти­окис­ли­тель­ны­ми при­сад­ка­ми.

Теги: адгезия

Нет комментариев. Ваш будет первым!